Познавательное развитие



Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Лето – это прекрасная пора не только для отдыха и развлечений, но и для развития Ваших детей. Не упускайте лишней возможности позаниматься со своим ребёнком.
Попробуйте делать это даже тогда, когда  кажется, что сделать это не возможно.
Играем на кухне и не только
Играем с кастрюлями (мисками). Дайте ребенку кастрюли (миски), разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню, вкладывать  одну в другую по величине, начиная с большей. Тем самым закрепить понятия – большой, средний, маленький. Дайте ребёнку крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждому предмету посуды. Возьмите две разных миски (или любые другие предметы) и попросите описать, чем они похожи и чем отличаются (цвет, размер, материал, форма, назначение, части предмета и т.д.)
 Играем с крупами. Насыпьте любую крупу в кастрюлю (миску), например, горох. Пусть ребёнок перебирает  крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе. Можно самому спрятать в ёмкости с крупой мелкие фрукты, овощи, предметы посуды, цветные крышки от пластиковых бутылок, пластиковые или деревянные геометрические фигурки,  для детей постарше – пластиковые цифры, предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из ёмкости, определить, что ему попалось в руки. Затем можно описать предмет, рассказать о назначении и т.п.  Смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой.
Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане, вскипает вода в чайнике, шипит масло на раскалённой сковороде. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит».   Хорошо слушать звуки во время прогулки на улице. 
  
Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.
Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, фасоль, горох и складываем в тарелку. Заодно и считаем.
Угадываем на вкус различные продукты.
Говорим. Время, проведенное на кухне, можно использовать для игр на развитие речи. Смотрим, что у нас есть – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый, сочный, овальный. Перечислите все продукты, которые начинаются на букву «Л». Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите ребёнку, как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб), какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве.
С ребенком  6 -7 лет попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «c». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.  Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник), звук «л» (ложки, вилки, салатник) и т.д.    Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «p». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту?
Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-рсики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Помидор-р-ры или баклажаны?
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкуснoe» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Лепим из теста.  При замесе теста для пельменей, пирогов не  пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи формочек из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь.
Рисуем. Предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку, вилку или блюдце). Рисунок можно заштриховать.  Рисовать можно не только на листке бумаги, но и на рассыпанной на столе или подносе ровным слоем муке, манной или кукурузной крупе. Можно нарисовать картину, геометрические фигуры, написать буквы, цифры.
Если вы готовите яичницу, предложите ребенку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.
Считаем. Считать можно абсолютно всё: машины на проезжей части, прохожих на тротуаре, деревья по дороге от дома до детского сада, яблоки в вазе, картошку в тарелке. Давайте небольшие поручения ребенку: принеси 2 яблока, покажи две ромашки. Можно решать примеры и простые арифметические задачи с опорой на наглядность.
Выкладываем геометрические фигуры, узоры из палочек, конфет, в общем, из всего, что у вас есть.
Нарезаем овощи, фрукты детским пластмассовым ножиком. Выкладываем разные картинки.


На ощупь. Положите в непрозрачный  пакет различные овощи, фрукты, предметы. Пусть ребенок засунет ручку в пакет и на ощупь угадает, что это.
Играем с пробками от пластиковых бутылок. Предложите ребенку поиграть с пробками от бутылок. Их можно сортировать по цвету, размеру. Можно предложить и такой вариант: две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог, рассказывая любое стихотворение. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Для развития памяти. Положите несколько предметов, пусть малыш посмотрит на них, назовет их. Теперь убираем один, или меняем предметы местами, смотрим, чего не стало, что изменилось.
Собираем спички, зубочистки (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.  Из спичек (или счетных палочек) можно выкладывать узоры, фигуры, рисунки как по образцу взрослого, так и собственному замыслу ребёнка.  Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии. Однако будьте внимательны: маленьким детям лучше не давать острые зубочистки или делать это под строгим присмотром взрослых!
Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, можно попросить ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д. На холодильнике также можно разместить цифры на магнитах, изучать их, располагать в нужной последовательности, отыскивать соседей заданного числа и т.п.
Учим стихи. Заучивание стихотворных строк дошкольном возрасте принесет большую пользу — ребенку будет легче учиться в школе, запоминать объемный материал. Основная цель таких занятий — развитие памяти у ребенка.  Помните, что необходимо объяснить ребенку смысл тех слов, которые он не знает. Обязательно читайте стихи с выражением, не скрывайте эмоций, постарайтесь вызвать в малыше интерес. Идеальным выбором станут веселые детские стихи А.Барто, Б.Заходера, Е.Благининой, К.Авдеенко, К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, Э.Успенского и т.д.
Играем в сюжетно-ролевые игры. К примеру, вы сходили с ребёнком в магазин и дома предлагаете продолжить поход в магазин, где ребёнок будет продавцом, а взрослый покупателем. Обыгрывая поход в магазин, вы помогаете ребёнку лучше усвоить бытовую ситуацию.  Также можно играть в «Автобус», «Парикмхерскую», «Вызов доктора на дом» и т.п. Сюжетно — ролевая игра учит планировать, воображать ситуацию, развивает фантазию; у ребёнка вырабатывается навык самоконтроля. Через игру дети познают мир и правила поведения в обществе.


Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, используйте свой шанс приятно и с пользой провести время,  и  Ваш ребенок приобретёт полезные знания, умения и навыки. Желаем успехов!



Развитие речи. С чего же начать?

Первые голосовые реакции ребенка развиваются на основе таких рефлекторных актов, как сосание, глотание, жевание. Если ребенок не может сомкнуть губы, поднять язык, проглотить пищу, он будет не способен и к артикуляционным движениям, необходимым для речи. Поэтому необходимыми предпосылками для развития речи у ребенка с церебральным параличом являются упражнения по развитию сосания, глотания, жевания.
Для обучения сосанию ребенка учат пить жидкость через трубочки различного диаметра. Для детей с насильственными движениями рекомендуется использовать негнущиеся трубочки из твердого материала, иногда несколько утяжеленные, чтобы непроизвольными движениями головы трубочка не вытолкнулась из стакана. Необходимо систематическое применение этих упражнений, до тех пор, пока ребенок не научится есть и пить из чашки.
Важно также обучить ребенка жеванию. Для этого надо возможно раньше начать давать твердую пищу, учить откусывать и жевать печенье, яблоко, сухари и т. д. У детей с насильственными движениями головы и шеи при обучении жеванию необходимо фиксировать голову и шею.
Для развития звуковой стороны речи большое значение имеет правильное дыхание. Для развития речевого дыхания и выработки
продолжительного выдоха можно использовать следующие упражнения: яркие бумажные ленты или бабочки из бумаги на нитках длиной до 50 см прикрепляют к шнуру, шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы ленты и бабочки висели на уровне лица сидящего
ребенка. Ребенку предлагают сильно дуть на них, приговаривая при этом: «Ленточки и бабочки полетели!» Эти же упражнения можно повторять, играя с бумажными птичками, пуская кораблики, мыльные пузыри и так далее.
Задержка формирования речи у детей с церебральным параличом связана с ограниченной подвижностью мышц языка, губ. Особенно сильно бывают нарушены движения языка: ребенок не может производить боковые движения языка, не может поднять его кончик. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения по развитию подвижности мышц языка и губ.
Так, с младшими дошкольниками можно проводить следующие игры-упражнения: уголки губ ребенка, нижнюю и верхнюю губу слегка намазать вареньем, желе, сиропом и попросить слизать его. Эти и дальнейшие занятия необходимо проводить перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения. 
Проводится игра-упражнение «Сказка о веселом языке». Взрослый рассказывает ребенку сказку: «Жил да был веселый язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у веселого язычка. Чтобы он не выбегал, домик веселого язычка был всегда закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной двери, у этого домика есть вторая дверка. (Взрослый улыбается и показывает ребенку зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую. (Взрослый улыбается, показывает верхние и нижние передние зубы.) 
Однажды захотелось веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (взрослый приоткрывает губы и предлагает ребенку сделать то же самое), а затем вторая. И язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался язычок и спрятался — холодно на улице, лето прошло. В домике у веселого язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание на то, как язычок спокойно лежит внизу.) Пока не будем его будить, пусть язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую. Но язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, да так прыгать, что достает до потолка и щелкает. (Обращает внимание ребенка, что пото­лок— это нёбо, и предлагает погладить нёбо язычком.) На следующий день язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, наверх, вниз и, почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. Вот и вся сказка про веселый язычок».
Ребенка с церебральным параличом надо научить спокойно открывать и закрывать рот, уметь удерживать его в определенном положении. При выполнении этого упражнения взрослый должен следить, чтобы ребенок спокойно сидел, держал голову по средней линии, не опускал ее вниз. Если голова плохо удерживается, ее фиксируют при помощи головодержателя и т. д. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок открывал и закрывал правильно рот (движением нижней челюсти), а язык и губы были спокойны. Рот нужно открывать не очень широко, без напряжения. Постепенно можно увеличить время удержания рта в открытом положении до 4—6 с.

Для закрепления этого навыка можно использовать игру «Покачай куклу». Взрослый говорит ребенку: «Кукла плачет. Надо ее успокоить. Посмотри, как я укачиваю свою куклу. (Укачивает куклу, напевая: «Ааа...») А теперь ты покачай».
Для развития подвижности губ полезно упражнять ребенка вытягивать губы трубочкой. Вначале он должен суметь достать губами леденец, который находится на некотором расстоянии от его рта. Если ребенку трудно выполнить это движение, взрослый помогает ему, уменьшая расстояние. Чтобы ребенку было легче выполнить это упражнение, можно предложить ему различные картинки с изображением плачущего малыша, заблудившейся в лесу девочки, а также животных — филина, свиньи. Можно провести игру «Кто как кричит». Взрослый говорит ребенку: «Сейчас я покажу картинки и скажу, кто как кричит, а ты внимательно слушай и повторяй за мной». Показывает картинку «Девочка заблудилась в лесу» и спрашивает, как кричит девочка: «Ау!» Ребенок повторяет за ним. Затем показывает другие картинки. Малыш плачет: «Уа-уа». Филин кричит: «Фу-бу, фу-бу». Свинья лежит и дышит: «Уф-уф...»
Следующий этап — это научить ребенка улыбаться ненапряженно, показывать верхние и нижние передние зубы. Это упражнение необходимо для произнесения звука и.
Ребенка также необходимо научить спокойно без напряжения смыкать губы и удерживать их в таком положении. Упражнения по смыканию губ проводятся в положении сидя перед зеркалом, голова по средней линии. Взрослый просит ребенка спокойно закрыть рот, сомкнуть губы; если это движение не удается, нужно помочь ему. При выполнении этого движения надо следить за тем, чтобы ребенок не поджимал губы, не выдвигал их вперед, не производил каких-либо дополнительных движений головой, руками. Важно воспитывать у ребенка ощущение положения закрытого рта сначала со зрительным контролем (при помощи зеркала), а затем и без него. Постепенно этот навык развивается.
Когда ребенок научится смыкать губы, можно приступить к произнесению звука м, используя игрушки или рассказы со звукоподражанием, в которых имеется звук м. Затем ребенок упражняется в произношении звука м в словах. Умение смыкать губы без напряжения, удерживать их в таком положении и произвольно размыкать при произнесении звуков п, б достигается специальными занятиями по произношению этих звуков в словах.
У детей с церебральным параличом часто отмечаются нарушения голосообразования, поэтому для них очень важны упражнения по развитию силы голоса. Ребенка учат вначале тихо и длительно произносить звук у («дует тихий ветерок»), а затем произносить его громко и длительно («дует сильный ветер»), учат также произвольно менять силу голоса.
Необходимо проводить занятия по развитию произвольной высоты и интонации голоса. Взрослый выразительно рассказывает ребенку сказку, например «Три медведя», учит по подражанию менять произвольно высоту голоса, воспроизводя голос Мишутки, Анастасии Петровны и Михаила Ивановича.
Развитие артикуляционных движений и речи у детей с церебральным параличом необходимо начинать как можно раньше, так как первые два года жизни имеют важное значение. Однако нередко с детьми, у которых имеется тяжелое поражение артикуляционного аппарата и которые не говорят сами, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимопонимание. Этим они наносят непоправимый вред речевому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним, тогда постепенно у ребенка растет словарный запас.
Ребенка необходимо научить понимать рассказы взрослых о вещах и событиях, связанных, в первую очередь, с его личным опытом, постепенно вовлекать его самого в процесс рассказывания. Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи и постоянно побуждать детей произносить те или иные слова, строить элементарные фразы.
Материалы взяты из следующего источника:
Ипполитова, М.В., Бабенкова, Р.Д., Мастюкова, Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/ М. В. Ипполитова Р.Д.Бабенкова, Е.М.Мастюкова – М.: Просвещение, 1993 – 76с.



Игры, способствующие развитию мышления

1. Игра "Данетка".
Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".
Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Достоинства "данеток":
1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
2. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".
3. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ''Семеро козлят''" - это просто. А вот "Я загадал философский термин" - это сложнее.
Визуальные "данетки".
На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:
· Предмет лежит в правой половине стола? "Да".
· Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.
Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.
Ситуативные "данетки".
Ситуативные "данетки" отвечают на вопросы: Как это могло произойти?
Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные "данетки" развивают умение находить причинно-следственные связи.
Например, объясните ситуацию:

1. Один человек выкопал картофель, а другой его за это крепко поколотил.
2. Человек очень любил летать, но с некоторого времени перестал пользоваться самолетом.
3. Сначала они набили друг другу по огромной шишке, поссорились, потом познакомились, а потом поженились. Как это могло произойти?
Придумать тему ситуативной "данетки" ("Загадалки") без навыка бывает не просто. Если вам трудно придумать ситуацию, поручите это детям. Превратите процесс придумывания тем ситуативных "данеток" в веселое упражнение по развитию остроумия.
Можно предложить такой алгоритм. Сначала придумывается необычная ситуация, потом она описывается и задается вопрос: как такое могло произойти? Например, "Подул ветер и человек опоздал на совещание". А ситуация могла разыгрываться таким образом. Автомобиль, на котором надо было ехать этому человеку на совещание, выезжал из гаража. Подул ветер, незакрепленные ворота гаража пришли в движение и покалечили автомобиль.
Если придумать ситуацию будет трудно, то возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, например сказки. Из сказки выбирается ключевая или необычная ситуация и обыгрывается таинственными вопросами.
Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор, Иванушка-дурачок).
1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок)
2. Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ответила отказом. (Евгений Онегин)
3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)
4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)
5. Один гений сказал второму, что он гений, за что и был отравлен вторым. ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкин)
6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов)
7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты)
8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)
Темы для "данеток" и возможные продолжения игры.
Какой овощ я задумал?
- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)
- Это листовой овощ? (Капуста, салат)
- Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)
Какое имя я загадал?
- Это мужское имя?
- Имя начинается с гласной?
- В нашей группе есть такое имя?
Какую часть одежды я задумал?
- Это верхняя одежда?
- Это мужская одежда?
Какую сказку я задумал?
- Это русская сказка?
Какую историческую личность я задумал?
- Это мужчина?
Какое дело я делаю утром обязательно?
Какой цвет я задумал?
Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?
Какую страну я задумал?
Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?
Какую известную битву я задумал?

2. Игра "Черный ящик".
Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.
- Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

3. Игра "Картинки-загадки".
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
4. Игра "Парные картинки" (развитие мыслительных операций анализа и синтеза).
Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.

5. Игра "Определи игрушку".
Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.
6. Игра "Угадай игрушку".
Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".

Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.
7. Игра "Лишняя игрушка".
Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть "из одного класса", а третья - из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.
Входит первая группа и, посовещавшись, берет "лишнюю игрушку" - ту, которая, по их мнению, "не подходит". Так, в данном примере "лишняя игрушка" - это мячик (кукла и зайка - живые, а мячик - нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4 - 5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться "Лишняя картинка").
Эту игру можно проводить с ребенком и индивидуально.

8. Игра "Перечисли предметы".
Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию "Я иду гулять", тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит "Правильно!", после неправильного - "Неправильно!". Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.
9. Игра "Противоположность".
Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка".

Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.
10. Игра "Придумай загадку".
Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.
11. Игра "Простые рисунки".
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! В эту игру можно играть всей семьей или использовать ее как инетересное и полезное времяпрепровождение на детских праздниках.
Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие.
Мы предлагаем вам для игры 40 простых рисунков. Вот они.

развитие мышления у детей, развивающие игры


Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.

Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их. Затем предложите своим родителям, друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно - есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.

Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

12. Игра "Кто кем (чем) будет?"
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком - бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками
и т. д.

Игра-наоборот: "Кто кем был?".
- лошадь - жеребенком
- цветок - семенем
13. Игра "Жили-были...".
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

Смысл игры объяснять долго - мы просто приведем примеры.

Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.

Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).
14. Игра "Третий лишний".
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Детям 3-5 лет условия более простые.

Например:

Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
15. Игра "Какое что бывает?".
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
16. Упражнение "Кто без чего не обойдётся".
Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

17. Живое - неживое.
Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".
Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
И т.д.

18. Что снаружи, что внутри?
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.
19. "Кто это?" знакомимся с профессиями .
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант: "Кому что нужно?" Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
20. Отгадай предмет по его частям.
В эту игру можно играть в двух вариантах.

Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

Примеры:
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

21. Отгадай предмет по описанию.
Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
22. Сложи картинку.
Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции.

Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

23. Давай придумывать (с 3лет).
Развиваем абстрактное мышление, речь.

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.

ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

Например:

карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.
Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

24. "Я луна, а ты звезда".
Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции.

Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить:
"Я - осень". И так далее...
Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.
Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - "пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается...

25. Сравнение предметов.
Французский философ Гельвеции писал: "Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия, которые имеют между собой различные предметы".

Сравнивать - значит указать сходства и различия.
Например: сравним огурец и помидор.
Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках.
Различия: цвет, форма, вкус.

Сравнение лежит в основе всех великих изобретений. Известно, что "парашютики" растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструкции висячего моста пришла в голову изобретателю, когда он наблюдал паутину. Создать форму крыла аэроплана помогло сравнение с крылом птицы.

Сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно: он учится выяснять причины сходства и различия предметов и явлений.

Сначала надо хвалить ребенка даже за попытку сравнить один предмет с другим.
Еще лучше, если ребенок сможет подобрать действительно удачное сравнение. Задавайте ребенку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения.

Прочтите стихи, которые знакомят с неожиданными сравнениями.

На свете все на все похоже...
(Р. Сеф)
На свете все
На все
Похоже:
Змея -
На ремешок
Из кожи;
Луна -
На круглый глаз
Огромный;
Журавль -
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый -
На пижаму;
Я - на тебя,
А ты - на маму.

Чем отличаются.
(Р. Сеф)
Чем отличаются кильки от речки,
Чем отличается хлев от овечки,
Чем отличается повар от ужина -
Спрашивать так интересно и нужно.

Разговор в сумерках.
Б. Заходер, (Из Джо Уоллеса)
Воскликнул Кролик:
- Мне везет!
Я превратился
В вертолет!
Плати морковку за билет -
И облетишь
Весь белый свет! -
А Гриб сказал:
- Я стал зонтом,
Ведь я всю жизнь
Мечтал о том!
Отныне
В дождик проливной
Кто хочешь
Прячься подо мной! -
Олень сказал:
- Чего я жду?
Я вешалкой служить иду!
Но без конфетки
Ни за что
Не буду отдавать
Пальто! -
Вдруг все услышали Сову:
- Довольно бредить наяву!
Ложитесь спать.
Одним сычам
Прилично ухать по ночам! -
И все решили,
Что Сова
Вполне права,
Вполне права.
Вам тоже спать давно пора.
Спокойной ночи, детвора!





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Безопасность детей – забота взрослых! Безопасность детей – забота взрослых! Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям...